ORIENT INN
7 – 22 сентября, 2004
Палаццо Пезаро Папафава
Венеция
 

Участники:

Анна Ермолаева (Вена)

Ирина Корина (Москва)

Елена Ковылина (Берлин - Москва)

Антон Литвин (Москва)

Георгий Первов (Москва)

Сергей Шутов (Москва)

Программа Escape (Москва)

Екатерина Лазарева, куратор выставки

В старинном венецианском палаццо Пезаро Папафава проходит выставка современного искусства "ORIENT INN", часть проекта O.S.M.U. (One Space Many Use) и последняя в серии из четырех экспозиций, представляющих разные регионы Европы: север – юг – запад – восток. В рамках этого проекта уже состоялись национальные репрезентации трех европейских сторон света: юга (Италия), севера (Норвегия) и запада (Франция), и Россия выступает с проектом, посвященным теме Востока Европы.

В последние десятилетия можно было наблюдать, как международный художественный процесс стал по-настоящему глобальным. Биеннале современного искусства проводятся вдали от его колыбели – собственно европейского континента. Художники из стран некогда второго и третьего мира совершают блестящие международные карьеры. Несмотря на это интеллектуалы в Европе и других регионах отмечают, что далеко не все страны выигрывают от глобализации, а русский (скандинавский, китайский или арабский) бум отнюдь не означает сколь-нибудь продолжительного успеха этих локальных культур на международной художественной сцене. Кроме того, само понятие национальной репрезентации постоянно подвергается критике, ведь разговор об идентичности заставляет художников разыгрывать некие роли на международной арт-сцене, подыгрывая собственной национальной принадлежности.

Между тем российские художники разных поколений в последние годы склонны считать свое искусство частью глобального художественного процесса, где национальная принадлежность считается каким-то чрезмерным этнографизмом. Благодаря открытию России Западу на рубеже 1980-90-х и последовательной глобализации границы между восточной Россией и западной Европой – особенно в плане культурного проникновения - становятся все более проницаемыми. Экспортная роль Дикого Востока, которую российское искусство играло в некоторых недавних международных репрезентациях, кажется, уже в равной мере наскучила российским художникам и западным зрителям. Между тем внутренние художественные процессы в России сегодня напрямую связаны с глобальными сюжетами, хотя они и опираются на локальные проблемы, порождая то, что Акилле Бонито Олива называет «глокальной» (glocal) парадигмой.

В подготовке выставки ORIENT INN мы постарались сфокусироваться на наиболее интересных темах актуального российского искусства, таких как влияние средств массовой информации на общественный контекст (Антон Литвин), симуляционный рай рекламной реальности (Ирина Корина), парадоксы общественных отношений (Анна Ермолаева), взаимодействие Запада и Востока (Программа Escape). Кроме того, в экспозиции нашел отражение возросший интерес к чисто художественным проблемам, таким как документация перформанса (Елена Ковылина) или реализм документальной фотографии (Георгий Первов). И в конце концов, мы можем заметить, что искусство по-прежнему остается чем-то большим, нежели его интерпретации и сохраняет свою магическую сущность, оставляя пространство для эмоций и размышлений самого зрителя. В видео-инсталляции, созданной специально для палаццо Пезаро Папафава, Сергей Шутов скорее задает какие-то животрепещущие вопросы, нежели дает на них ответ.

Наконец, заголовок выставки ORIENT INN, отсылающий к названию некой вымышленной гостиницы отражает нашу попытку создать определенное смысловое пространство, сочетающее глобальную открытость и местный колорит.

 

Анна ЕРМОЛАЕВА

Родилась в 1970. Живет и работает в Вене.

Видео и фотоработы Анны Ермолаевой обращаются к теме функционирования общества, социальным отношениям и нормам повседневности. Человеческое тело, животные и даже игрушки превращаются в своеобразный интерфейс этих исследований, которые, на самом деле, простираются за пределы чистой визуальности. В видеоработе «3 мин. Попытки выживания» (2000) четырнадцать неваляшек символизируют способность человека справляться с проблемами. Благодаря процедуре зацикливания сюжета этот мотив приобретает литературный смысл. Сильные звуки ударов фигур о пол и друг друга за кадром, напоминающие звуки выстрелов, почти физически ощущаются зрителем, словно проникая ему под кожу. Неваляшки, как уменьшенные образы человеческих существ, взаимодействующие в неком физическом пространстве, становятся метафорой человеческого существования в пространстве социума. (Sabine Schaschl)


Анна Ермолаева (Вена)
"3-мин. попытки выживания"
2000, кадр из видео

 

Ирина КОРИНА

Родилась в 1977. Живет и работает в Москве.

Молодой талантливый автор Ирина Корина в своей серии рисунков «Суррогатный рай» (2004) обращается к эстетике глянцевой рекламы с ее образами, воплощающими абсолютное счастье. Узнаваемые растиражированные сцены у Кориной редуцируются к минималистским черно-белым рисункам, лишаясь рекламных слоганов, и тем самым, как бы отстранясь от привычного контекста. Процедура этого избирательного копирования (в создании рисунков Корина действительно использует копировальную бумагу), по мнению художницы, должна обнаружить эксплуатацию подсознательных желаний и конфликтов зрителя, которого убеждают в единственно верном пути к счастью - участии в потреблении товаров. (Е.Л.)


Ирина Корина
Из серии "Счастье есть..."
2004, бум., рис. через копирку

 

Елена КОВЫЛИНА

Родилась в 1971. Живет и работает в Берлине и Москве.

Проект «Фреска как документация» известной российской перформансистки Елены Ковылиной призван обновить словарь идей акционизма и ситуационизма. Художница стремится разрешить проблему фиксации искусства перформанса для вечности, особенно актуальную в эпоху информационного общества. Фресковая живопись, одно из наиболее древних художественных медиа, становится для Ковылиной единственной формой выражения, позволяющей адекватно изобразить и транслировать событие искусства. Именно в ней она видит шанс для искусства перформанса подняться на новый уровень, где художественное выражение может пойти дальше мифов, сплетен или фотографий. (Е.Л.)


Елена Ковылина
"Фреска как документация"
2004, перформанс, см. техн.

 

Антон ЛИТВИН

Родился в 1967. Живет и работает в Москве.

Меланхоличная линия фотографий на стене фиксирует непонятный маршрут дворняжки, которая бежит от неизвестной опасности. Зритель не сразу улавливает цель этой странной собачьей фото-сессии, но, глядя на ряд снимков, он догадывается, что животное не случайно оказалось в объективе камеры. Для известного московского радикального художника Антона Литвина это - последнее существо, свободное от вездесущих "щупалец" средств массовой информации. Здесь мы видим оппозицию природы и цивилизации в духе Йозефа Бойса. И сама фигура художника, который следует за собакой, играя роль папарацци-репортера, воплощает пагубное влияние цивилизации. Как и многие другие работы Антона Литвина, «След в след» (2001) пронизана пафосом «игры против правил». (Е.Л.)


Антон Литвин
"След в след"
2001, серия фотографий, видео
вид экспозиции

 

Георгий ПЕРВОВ

Родился в 1970. Живет и работает в Москве.

Георгий Первов - один из наиболее примечательных молодых российских художников, занимающихся фотографией. Каждый из его снимков - больше чем просто фиксация; это - сложная поэтическая и философская метафора. Его художественный метод свободен от повествования, литературы и эмоциональности. Внутреннее усилие для него более важно, чем внешние эффекты. Независимо от того, что он снимает (архитектуру, портреты или городскую повседневность), его фотографии всегда демонстрируют странный симбиоз холодного глаза и интеллектуальной отстраненности с острым индивидуальным чувством. Он исповедует идею «Тотального реализма», пытаясь схватить типичное и характерное в потоке образов мегаполиса. (Е.Л.)


Георгий Первов
Без названия
2003-2004, серия фотографий

 

Программа ESCAPE

Основана в 1999. Москва.

Проект "Квартет" посвящен теме взаимодействия культур и возможности адекватной коммуникации между Западом и Востоком. Краеугольный камень глобалистского мифа заключается в вере в возможность слияния человечества в некой тотальной коммуникации. ОДнако этот миф, при всей своей привлекательности, должен быть подвергнут критике. Нет сомнения, что в Другом мы видим, прежде всего, себя. Именно поэтому культура, несмотря на общее мнение, не служит проводником коммуникации, а наоборот является скорее препятствием. Понимание возможно лишь благодрая индивидуальному супер-усилию, которое должен сделать зритель. (P.E.)


Программа ESCAPE
"Квартет"
2002, кадр из фильма (слева)
2004, вид инсталляции (справа)

 

Сергей ШУТОВ

Родился в 1955. Живет и работает в Москве.

Один из самых загадочных российских художников, Сергей Шутов работает с мифами, символами и легендами, создавая свои произведения средствами новейших технологий. Сорок молящихся фигур, одетых в черные балахоны, произносящие молитвы на сорока разных языках в его сложной инсталляции «Абак» стали одним из лучших воплощений генеральной идеи Венецианской биеннале 2001 г. – «Плато Человечества». В видео-инсталляции «Внешняя Европа» (2004) он использует первоэлементы природы – свет, воду – чтобы создать таинственное пространство, которое можно интерпретировать как образ России, Европы или собственной личности. Стены здесь неясны и темны, и солнечный свет лишь немного оживляет их, и когда красные сполохи освещают потолок, утопленный в воде телевизор издает лишь невнятное бульканье. (Е.Л.)


Сергей Шутов
"Внешняя Европа
(Волшебный колодец)"
2004, медиаскульптура, видеоинсталляция

 


Сергей Шутов
"Внешняя Европа
(Волшебный колодец)"
монтаж медиаскульптуры

 


Сергей Шутов
"Внешняя Европа
(Волшебный колодец)"
кадр из фильма

 

 


Палаццо Пезаро Папафава
Венеция, 2004

 


Палаццо Пезаро Папафава
Венеция, 2004

 


Палаццо Пезаро Папафава
2-й этаж

 


Палаццо Пезаро Папафава
фасад

 


Палаццо Пезаро Папафава
1-й этаж

 

*diip, независимая некоммерческая ассоциация развития искусства представляет проект OSMU - One Space Many Use.

С июня 2003 г. в пространстве старинного венецианского палаццо Пезаро Папафава было показано четыре выставки современного искусства из разных концов Европы.

Первая выставка Private (куратор Наташа Бордилья) была посвящена югу и собрала произведения итальянских художников.

Север, представленный Норвегией, оказался в фокусе второй выставки Somewhere Else (куратор Тор Андреас Гитлесен).

Запад был представлен проектами из Франции в экспозиции Horizons.

Заключительный этап проекта связан с Востоком, который представляет Россия в проекте Orient Inn (куратор Екатерина Лазарева).

Пространство старинного палаццо 15 века создает особые условия для воприятия современного искусства. Оно становится контекстом и соавтором, опровергая презумпцию нейтральности пространства в духе "белого куба" 80-х.

Затерянное в лабиринте узких улочек, с неприметным входом своим главным фасадом Пезаро Папафава выходит к воде - главной витрине Венеции. Вода подходит вплотную к центральному пространству первого этажа и даже проникает внутрь - справа от входа посетители видят настоящий каменный колодец.

Лестница на второй этаж - короткая передышка перед продолжением экспозиции - вовлекает зрителя в игру света и тени и неожиданно открывает ему потайной садик – настоящую роскошь в городе на воде.

Вступая в это живое и древнее пространство, зритель и сам становится объектом созерцания. Пространство играет светом и тенью, видимым и потайным, внешним и внутренним, прошлым и настоящим.

(Наташа Бордилья, куратор проекта OSMU, секция визуальных искусств ассоциации diip)

       

©Е.Лазарева
©художники